Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Организация адаптивного образовательного пространства для воспитанников с аутистическими нарушениями

За время работы с данной категорией детей (с 2022 года) в нашем учреждении дошкольного образования себя хорошо зарекомендовал метод структурированного обучения для организации адаптивного образовательного пространства. Суть этого метода в конструктивном подходе к сложностям поведения детей с аутистическими нарушениями и создание такой среды обучения, которая минимизировала бы стресс, тревогу и фрустрацию, характерные для этих детей. Эрик Чоплер, основатель Отделения ТЕАССН в начале 1970-х годов, дал обоснование структурированного обучения в своей докторской диссертации.  Оно заключается в том, что аутичным людям обработка зрительной информации дается легче, чем обработка вербальной информации на слух.

Структурированное обучение включает в себя: использование визуальных расписаний, структурирование пространства, структурирование деятельности, использование средств альтернативной коммуникации (PECS). Остановимся на каждом пункте более подробно.

Визуализация является одной из составляющих структурированного обучения, которая способствует развитию коммуникативных умений у воспитанников с аутистическими нарушениями.

Для организации занятий и режимных моментов в специальной  группе, коррекционных занятиях с учителем-дефектологом и педагогом психологом были изготовлены и широко используются визуальные расписания, которые снижают уровень тревожности у воспитанников с аутистическими нарушениями, а также, проясняют, какой вид деятельности происходит в определенный период времени, готовят к возможным изменениям. На первом этапе ребенок читает расписание совместно со взрослым (учителем-дефектологом, воспитателем дошкольного образования, осуществляющим индивидуальное сопровождение ребенка с аутистическими нарушениями), постепенно увеличивается уровень самостоятельности: дети самостоятельно или с минимальной помощью взрослого переходят от одного вида деятельности к другому сообщая, куда ему необходимо направиться после окончания конкретной работы.

Для детей, которым сложно воспринимать длинную временную цепочку, используется расписание, состоящее из двух последовательных действий: действие-«сначала» и действие-«потом».

Структурирование пространство осуществляется во всех помещениях, в которых ребенок проводит время, включая кабинеты учителя-дефектолога и педагога-психолога, спальню, раздевалку, что позволяет минимизировать отвлекающие визуальные факторы, помогает понять, что каждое средовое пространство имеет границы.

В раздевалке группы, которую посещают воспитанники с аутистическими нарушениями на индивидуальных шкафчиках размещены фото детей. Это позволяет ребенку без труда найти свой, формирует представление о том, что это его шкафчик и в нем находятся его вещи, а в соседних – вещи других детей группы согласно размещенному фото

Групповое помещение для воспитанников с аутистическими нарушениями организуется по функциональным зонам (учебная зона, игровая зона, зона релаксации, зона приема пищи), которые отделены друг от друга визуальной полосой на полу.

Для формирования «позы ученика»  обозначено место нахождения рук  и ступней ребенка.

В зависимости от вида деятельности меняется цвет салфетки, застилающей  индивидуальное место ребенка за столом (салфетка зеленого цвета – для занятий, желтого – для принятия пищи, голубого – для настольных игр).

Отдельно хотелось бы отметить работу, которая проводится по структурированию деятельности. Воспитанники с аутистическими нарушениями видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко структурирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие. Например, после выполнения заданий на занятиях учителя-дефектолога он получит выбранный им предмет-мотиватор, о котором заранее договаривается со взрослым.

С целью структурирования деятельности мы используем пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Так, схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при одевании на прогулку, мы размещаем на внутренней стороне дверцы индивидуального шкафчика. В зависимости от уровня обобщения ребенка мы используем следующие схемы.

 Такие алгоритмы разработаны нами на разные виды деятельности, требующие пошагового выполнения: одевание, мытье рук, сбор игрушек и др.

Для формирования навыков социально-коммуникативного взаимодействия мы применяем средства альтернативной коммуникации вместе с вербальными средствами. Использование карточек PECSдает возможность ребенку с аутистическими нарушениями выразить свои желания и потребности. PECS убирает коммуникативный негативизм, уменьшает проявление нежелательного поведения, которое возникает из-за того, что ребенок что-то хочет, но не может это объяснить.

У каждого ребенка, посещающего наше учреждение дошкольного образования, свой набор карточек, который собран в коммуникативный альбом. Количество карточек постепенно увеличивается путем обогащения словарного запаса ребенка. Коммуникативные карточки не заменяют, а зачастую дублируют речь, помогая ребенку правильно выстроить фразу, правильно подобрать слово.

 

Разделы сайта