Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи

Под лексико-грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

К моменту поступления в школу речь ребенка не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Дети с трудом могут подобрать нужные слова при выражении мыслей, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласовывают слова между собой. Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличии множества исключений из общих правил, которые ребенок еще не в состоянии усвоить. Также отсутствие благоприятной языковой среды. В связи с этим чрезвычайно важен пример культурной и правильной речи, звучащей рядом.

        Предлагаем Вашему вниманию примеры игр и заданий для развития лексико-грамматического строя речи ребенка, которые можно использовать в любую свободную минуту.

  • Рассматриваем с ребёнком предметы или изображения предметов, даём название (отмечаем цвет, форму, размер, определяем на ощупь)
  • Закрепляем обобщающее понятие («овощи», «посуда», и т.д.).
  • Показываем и называем части предмета (у машины - кабина, колёса, кузов…).
  • Показываем и называем материал, из которого сделаны предметы.
  • Рассказываем о профессиях, связанных с данной темой

(«Хлеб» - хлебороб, пекарь, комбайнер…).

  • Рисуем или наклеиваем картинки по теме.
  • Читаем художественную литературу по теме.
  • Играем в настольные игры по теме.

Игры на расширение словарного запаса

  • «Лото», «Домино» (предметные картинки).
  • «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Подбери признак» (подбор прилагательных к существительному) Платье (какое?) новое, нарядное, красивое…
  • «Что делает?», «Подбери действие» (подбор глаголов) Дождь (что делает?) капает, идёт, льёт…
  • «Кто у кого?», «Назови детёнышей», «Назови семью животных»

     Кот – кошка – котёнок -котята…

  • «Кто где живёт?»Лошадь – в конюшне, белка – в дупле…
  • «Кто что делает?» Пекарь – печёт хлеб, комбайнёр – убирает хлеб с поля…
  • «Кому что нужно для работы?»   Продавцу – товар, весы, касса…
  • «Кто чем управляет?»Машинист – поездом, водитель – машиной…
  • «Скажи наоборот» (подбор антонимов)   Большой – маленький…

 

Игры на закрепление грамматических категорий

  • «Один-много» (образование существительных И.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч.)

яблоко – яблоки - много яблок

  • «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)   яблоко – яблочко
  • «Из чего – какой?» (образование прилагательных от существительных)

Мяч из резины – резиновый мяч                      Варенье из яблок – яблочное варенье

Носки из шерсти – шерстяные носки            Шуба из меха – меховая шуба

«Весёлый счёт», «Посчитай до 5» (согласование существительных с числительными) Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов.

«Мой. Моя. Моё. Мои» (согласование существительных с местоимениями в роде, числе). Мяч – это мой мяч, кукла – это моя кукла, ведро – это моё ведро, игрушки – это мои игрушки.

  • «Чей? Чья? Чьи? Чьё?» (образование притяжательных прилагательных)

Хвост (чей?) - лисий хвост.

  • «Что делает? Что делают?» (образование глаголов мн.ч.)

Мальчик играет – мальчики играют

  • «Назови – где?», «Скажи где?» (употребление предлогов: на, с (со), в, из, за, под, из-за, из-под). Мишка на стуле, мяч под столом…
  • «Исправь ошибку» (употребление окончаний прилагательных в ед.ч. и мн.ч.). Летний солнце, красная помидор.

«Что делал? Что сделал?» (глаголы совершенного и несовершенного времени) Я убирал – я убрал, мыл – вымыл…

  • «Семейка слов»(подбор однокоренных слов). Кот – котик, котенька, котище, коток, котёнок, котяра…

Образование глаголов с помощью приставок. Шить – зашить, подшить, пришить, перешить.

 

Разделы сайта