Использование игровых ситуаций
в процессе ознакомления с неживой природой
Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры. В Японии и Китае и до настоящего времени распространены упражнения для ладоней и пальцев рук с разными по форме и структуре предметами, популярность которых объясняется оздоравливающим эффектом. Доказано влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, т.к. каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Учёные, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки для развития психики ребёнка.
Игры и опыты с объектами неживой природы не только доставляют детям радость и удовольствие, но и развивают целый спектр умений, навыков и способностей, в том числе исследовательские и речевые. Игры с природным материалом оказывают существенное влияние на развитие познавательной деятельности, понимание причинно-следственных связей, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Игры с водой, глиной, песком и т.д. позволяют знакомить детей со свойствами и качествами различных природных материалов, их преобразованием в зависимости от изменения внешних свойств, а также средой обитания животных и растений.
Для формирования адекватных представлений о неживой природе целесообразно использовать те объекты, которые непосредственно окружают ребёнка в повседневной жизни. Такой подход позволяет детям в процессе игры определить их цвет, форму, размер, упругость, запах, вес и т.д. Известно, что чем больше органов чувств задействовано в познании объекта, тем более правильные и глубокие представления о нём можно сформировать у ребёнка. Кроме того, объекты неживой природы доступны, игры с ними не требуют сложных приспособлений или специально созданных условий.
Целесообразно использовать объекты неживой природы как на групповых занятиях, так и на индивидуальных, с включением в них игр в песочнице, с водой, со снегом. Это одна из форм естественной деятельности ребёнка в природной среде.
В процессе занятий с песком особое внимание рекомендуется обратить на развитие тактильных ощущений детей. Педагог погружает руки детей и свои собственные в песок и проговаривает свои ощущения (песок тёплый, приятный, ласкает пальчики). В последующем детям можно предложить ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладонь). С помощью педагога дети могут оставлять отпечатки рук на мокром песке, а также рисовать различные геометрические формы. Самостоятельно рисуя их на песке, дети лучше усваивают представления о сенсорных эталонах. Параллельно с этими упражнениями педагог помогает детям делать самомассаж рук песком: глубоко зарывать в него руки, шевелить пальцами. Игра для ребёнка станет ещё интереснее, если в песке он найдёт заранее спрятанный взрослым сюрприз: грецкий орех, каштан, шишку и т.д. Всё это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие движений пальцев рук (мелкой моторики): пальчики «гуляют» по песку, «танцуют» на песке и т.д.
Прогулка босиком по песку, гальке, щебню по эффективности может поспорить с массажем: камешки или песчинки легко и быстро нащупывают и массируют чувствительные точки на стопе. Песочные ванны – старинное лечебное средство для больных и развлечение для здоровых. Всё это оказывает положительное терапевтическое действие на кровеносные и лимфатические сосуды.
При ознакомлении с объектами неживой природы необходимо уделять особое внимание поисковой деятельности детей, организованной в игровой форме, в процессе опытов, создания проблемных ситуаций, а также изготовлению поделок из природного материала и т.д.
Упражнения с песком
- Наблюдать за движущимся песком в песочных часах.
- Рассматривать песок под увеличительным стеклом.
- Выбивать ямки в песке с водой.
- Пересыпать песок из одной ёмкости в другую.
- Переносить песок различными мерами.
- Заполнить разноцветными слоями песка прозрачные ёмкости.
- Оставить отпечатки рук и ног на сухом и мокром песке, сравнить эти отпечатки у разных детей.
- Сравнить песок в песочнице перед дождём и после.
- Взвесить сухой и влажный песок.
- Просеять песок с помощью сита.
- Сыпать сухой песок струйкой так, чтобы он падал в одно место; постепенно соорудить конус, растущий в высоту и занимающий всё большее место у основания.
- Нарисовать песком «дорожку», «змейку», «кружок» и т.д.
- Просеивать песок между слегка разомкнутых пальцев рук.
- Искать «секретики» в песке.
- Строить различные дома из мокрого песка.
Упражнения с водой
- Опускать в воду разнообразные предметы (тонущие и нетонущие).
- Рассматривать предметы в воде.
- Изменять цвет воды (краской, хной и т.д.).
- Извлекать звуки из ёмкости с водой (дуть в воду через соломинку).
- Образовывать пузырьки воздуха в воде (быстро, медленно, по одному или много) – выдыхать воздух через соломинку в сосуд с водой.
- Устраивать волны в тазу (закручивать воду рукой).
- Взбивать пену в воде с мыльным раствором.
- Капать воду на разные тканевые поверхности – промокаемые и непромокаемые материалы.
- Переливать воду в разные сосуды (прозрачные, непрозрачные, разной формы, объёма, размера).
- Набирать воду в ладони и стараться удержать её или наоборот, медленно пропустить через пальцы.
- Наносить цветные капли на стекло, рассматривать их, сравнивать по величине, форме, наблюдать за падающей каплей (размазать капли по стеклу – картина на стекле).